Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
12:21 

Тот самый Мюнхгаузен

~Nataly~
Недавно пересматривала этот фильм, и вот решила в сообществе написать немного о нем.
это, конечно, один из любимых советских фильмов. а выражения и цитаты из него стали народными, крылатыми, чуть ли не афоризмами. по-моему, замечательный фильм. :)

Итаак =)

"Тот самый Мюнхгаузен"(1979)
Режиссер - Марк Захаров.
Автор сценария- Григорий Горин.
Композитор - Алексей Рыбников. Текст песен - Юрий Энтин.
В ролях: Олег Янковский, Инна Чурикова, Елена Коренева, Александр Абдулов, Леонид Ярмольник, Олег Кваша, Леонид Броневой

вот некоторые мнения о фильме и пьесе Горина "Самый правдивый", собственно, по которой был и снят фильм.

"Тот самый Мюнхгаузен" был самой роскошной "фигой в кармане", принесенной на центральное телевидение Марком Захаровым и Григорием Гориным. Сегодня он воспринимается и как лучший образчик того оригинального эзопова языка, который был выработан советской интеллигенцией в застойные годы.
Разумеется, там не было и быть не могло никаких антисоветских выпадов. Мюнхгаузен никогда бы не напал на Герцога, не стал бы кого-то обличать и вряд ли бы уехал за пределы родного города с последующей публикацией записок о несовершенстве политической системы вообще и методов правления Леонида Броневого - в частности. "Мюнхгаузен" был фильмом для тех, кто оставался и даже не представлял себе возможности активного движения против власти и строя. Более того, ироничный барон и не смотрелся бы так эффектно вне конкретного строя, сложившегося в конкретной стране.
Барон был отнюдь не символом борьбы. Скорее, он был знаком ниши, убежища от того, что существовало за окном. В конце концов, что такого, если человек в своем собственном замке живет своей собственной жизнью? Ну, с Шекспиром переписывается, ну, специальный день в году для любимой женщины открывает, но это тихое фантазерство вряд ли кому-то могло особенно мешать - открыл человек форточку подышать, и все. Обычное кухонное диссидентство семидесятых-восьмидесятых. Однако само наличие форточки невольно наводит на мысль о том, что в помещении было душно. А это уже непорядок.
Фильм Захарова и Горина не может быть отнесен ни к культурному, ни к идеологическому андеграунду. Безусловно, "Тот самый Мюнхгаузен" - явление мейнстрима, красивая, качественная картина с роскошными костюмами, с любимыми публикой лицами. Тем не менее, элегантный персонаж Янковского (человека с вполне благополучной актерской судьбой) и то самое грустное поколение дворников и сторожей - одной крови. Их способ выживания одинаков: уход от скучной, тупой и несправедливой реальности, и все равно каким путем. Разведением цветов, как сделал ставший садовником Мюллером Мюнхгаузен, или подметанием улиц, чем занимались бесчисленные художники, поэты и музыканты, пытавшиеся одновременно избежать и обвинений в тунеядстве, и причастности к системе советских бюрократических "творческих союзов". Просто не каждый из поколения дворников и сторожей рискнул в конце концов на подъем по бесконечной лестнице в небо. Киношному Мюнхгаузену это удалось.

Гpигоpий Гоpин:
Зельдин был романтичным, Янковский - ироничным


- Григорий Израилевич, как вообще возникла идея обратиться к такой фигуре, как Мюнхгаузен?
- Я писал пьесу для театpа Советской Аpмии. Владимиp Зельдин сказал, что почему-то всегда мечтал сыгpать баpона Мюнхгаузена. Я тогда впеpвые узнал, что Мюнхгаузен - не геpой каких-то детских сказок, что был такой pеальный человек, судя по всему - умный, иpоничный и с чувством юмоpа. Еще узнал, что существует огpомная "мюнхгаузенада" - до меня на темы Распэ писали многие автоpы, в том числе - pусские. И вот я написал пьесу, она год шла в театpе Советской Аpмии. В этот момент Маpк Захаpов как pаз закончил съемки "Обыкновенного чуда" и думал, чтобы еще сделать. Он увидел "Мюнхгаузена" и сказал, что это - то, что надо. Потом он веpнулся уже в Геpманию - pусский Мюнхгаузен: в одном немецком гоpоде неподалеку от Ганновеpа шла моя пьеса об их геpое.

- Маpк Захаpов пpосил вас внести какие-то изменения в пьесу?
- Все было так, как всегда мы с ним pаботаем. Когда театpальное пpоизведение ставится в кино, постоянно что-то меняется. Появились, напpимеp, новые пеpсонажи: у меня был только буpгомистp, а в фильме он "pаскололся" на двух pазных чиновников - буpгомистpа и геpцога. И я этому очень pад, потому что геpцог у Бpоневого оказался на pедкость удачным. И фильм был удачным. Ровно 22 числа, двадцать лет назад он был пpинят, пеpвого янваpя - показан, и сpазу же вызвал какие-то очень пpиятные отклики. Видимо, людям не хватало именно такого геpоя. Умного, иpоничного, честного.

- Чеpез двадцать лет как воспpинимается вами фильм, пьеса? Что-то кажется наивным или устаpевшим?
- Мне нpавится, что хаpактеp остался таким же пpивлекательным. Человек, говоpящий паpадоксальную веселую пpавду в то вpемя, когда жизнь полна бытовой, политической и всякой лжи. Наивным ничего не кажется. Если вы помните, у Мюнхгаузена на каждое утpо запланиpован подвиг. В нашей стpане люди каждый день пытаются пеpежить зиму, лето, выбоpы, весну. Мы все живем в экстpемальной ситуации, какая уж тут наивность.

- Вы писали пьесу для Зельдина. Янковский - актеp совсем дpугого плана. Как вам кажется, какой пеpсонаж в фильме более всех напоминает ваш пеpсонаж из пьесы?
- Я не хотел бы сpавнивать Зельдина и Янковского. Конечно, тепеpь я свыкся с тем, как выглядит киногеpой. Зельдин был более pомантичным. Янковский - более иpоничный Мюнхгаузен. Но я любил тот спектакль. Баpонессу в нем игpала Касаткина, а Маpту - молодая Лаpиса Голубкина. А музыка Рыбникова так и пеpешла из спектакля в фильм. На самом деле, мне кажется, что более всех соответствует пьесе геpой Бpоневого - Геpцог. Потому что его-то как pаз в пьесе и не было.

Марк Захаров:
На массовку я кpичал только по-немецки!


- Маpк Анатольевич, вы можете вспомнить самый сложный момент на съемках?
- Сложно было в финальной сцене. Там появляются немецкие горожане - массовка, состоящая из жителей ГДР. Они вели себя не так, как хотелось бы, и я понял, что утерял контроль над ситуацией. Тут еще ветер подул, мне показалось, что все декорации рассыпаются. А может, мне не казалось, и они действительно pассыпались... Я больше привык в павильоне работать, а не на натурных съемках. А тут еще массовка. И вот тогда я вспомнил все немецкие слова, которые знал по фильмам - штук десять - и на массовку закричал. Что -то там было "нихт хальт", потом я говорил, что отправлю их "на хаус", и за счет этих тембрально-энергетических воплей мне удалось их как-то вразумить. В это время я слабо представлял, как уложиться в весьма скромный бюджет телевизионной картины, все было очень сложно, но, видимо, сам факт, что я вдруг заговорил по-немецки, придал мне сил, и все закончилось благополучно.

- А какая сцена была самой легкой, снятой чуть ли не с одного дубля?
- Легче всего были сцены, связанные с Леонидом Сергеевичем Броневым. Он так хорошо вжился в психологию номенклатурного работника, что почти ничего ему не надо было подсказывать. Мы пpосто обговаpивали какие-то детали до съемок, а потом включали камеpу.

- Почти все ваши фильмы воспpинимались как "несоветские". Насколько тяжело было сдавать "Мюнхгаузена" начальству?
- Знаете, как ни стpанно, фильм приняли достаточно безболезненно. Может быть, потому, что когда мы его сдавали телевизионному начальству, была еще черновая фонограмма. Фильм планировался к Новому году, и pуководство хотело увидеть его заранее. А в черновой фонограмме далеко не все слова были слышны. Картинки им понравились, а особо опасные фразы никто не услышал. Я, на самом деле, страшно переживал, особенно - после "Обыкновенного чуда", которое было очень трудно остоять. Я помню, сколько тогда понадобилось сил и энергии, были и мольбы, и слезы, и угрозы, и бог знает что. Например, требовали, чтобы я убрал песенку Миронова про бабочку, которая крылышками бяк-бяк-бяк. Редакция "Мосфильма" усмотрела в этой песне эротические намерения воробушка, а я отстаивал гастрономическую точку зрения на эту проблему. Что, конечно, было лицемерием и двурушничеством с моей стороны. Разумеется, у воробушка намерения были сексуальными. Возможно, эта песня и положила начало сексуальной революции в России...

Цитаты:

***
- Умное лицо - это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа!
***
- Бросил жену с ребёнком!
- Я не ребёнок, я - офицер!
- Бросил жену с офицером!
***
- В 17 - война с Англией!
- Чем ему Англия-то насолила?!
- А где это - «Англия»?
- Это же совсем близко!!!
***
- Господин барон уже три раза про Вас спрашивал: «Не пришел, говорит, господин пастор?». Нет, говорю, не пришел… «Ну и слава Богу, говорит». Очень Вас ждет…
***
- Если бы вы знали, как вы все мне надоели.
***
- Которой же половине будем ставить памятник?
***
- Одни мои похороны дали мне денег больше чем вся предыдущая жизнь.
***
- Опять себя за волосы дёргал!
***
- Почему ты не женился на Жанне д'Арк? Она ведь была согласна…
***
- Разве Вы не умерли?
- Умер.
***
- Умный мальчик, далеко пойдет.
***
- Утка! С яблоками! Хорошо подрумянилась!
- Она ещё и соусом по дороге облилась!?
- Вы думаете?
***
- Часы пробили 2, барон стрелял 3 раза, стало быть - 5 часов!
***
- Я решил воскреснуть.
***
- Стрелял он не черешней, а смородиной, когда они пролетали над его домом.
- Медведи?
- Ну, не мамонты же.
***
- Сначала намечались торжества, потом аресты, потом решили совместить.
***
- А разве ночь?
- Ночь.
- И давно?
- С вечера.
***
- Некоторые пары созданы для любви, мы же были созданы для развода.
***
- Вы же разрешаете разводиться королям.
- Ну, королям, в особых случаях, в виде исключения, когда это нужно, скажем, для продолжения рода.
- Для продолжения рода нужно совсем другое.
***
- В такой день трудно жить, но легко умирать.
***
- Что "Англия"? Привыкли чуть что: Англия-Англия.

***


-…Я вернулся домой, провел три дня, общаясь с супругой и сыном, после чего
немедленно направился к аптекарю купить яду. И тут - свершилось чудо! Я
увидел Марту... Самую чудную, самую честную, самую прекрасную... Господи,
зачем я это говорю - вы все ее знаете! Жизнь приобрела смысл! Я влюбился в
первый и, наверное, последний раз в жизни, и я счастлив! Надеюсь, что
Якобина все поймет и, в конце концов, порадуется вместе со мной... И да
здравствует развод, господа! Он разрушает ложь, которую я так ненавижу!!

- …Быть как все?! Что ты говоришь?.. Как все... Не двигать время,
не жить в прошлом и будущем, не летать на ядрах, не охотиться на мамонтов?..
Да никогда! Что я - ненормальный?


-Ах, какая она[луна] красивая, бургомистр, если б вы только видели... Белые горы и
красные камни на заходе солнца... Я не летал на нее!.. И на ядре не скакал в
том страшном бою с турками, когда погибла половина моего полка, а они
погнали нас в это чертово болото, но мы выстояли и ударили им с фланга, но
тут мой конь оступился, начал вязнуть, и когда зеленая мерзкая жижа уже
полилась в рот, тогда я, задыхаясь, схватил себя за волосы и рванул... И мы
взлетели над осокой! Я бы вам и сейчас это показал, господин бургомистр, но
уже рука слаба, да и тянуть не за что... Я все напишу,
господа! Раз тридцать второе мая никому не нужно, пусть будет так... В такой
день трудно жить, но легко умирать... Через пять минут барона Мюнхгаузена не
станет. Можете почтить его память вставанием!..


Марта. Тебе грозит тюрьма.
Мюнхгаузен. Чудное место! Там Овидий и Сервантес, мы будем
перестукиваться...
Марта. Карл, ты не знаешь самого главного... Они ни перед
чем не остановятся. Они придумали какую-то страшную экспертизу...
Мюнхгаузен. Наконец-то! Настоящее дело! Это я и сам хотел
предложить. Ты не представляешь, как мне надоел этот суд! Чем я занимаюсь?
Крючкотворствую, цепляюсь за слова... Дело! Докажем делом!
Марта. Они убьют тебя! Понимаешь? Убьют насмерть!
Мюнхгаузен. Насмерть?.. Зачем?.. Впрочем,
этого надо было ожидать... Ты знаешь, Марта, почему я перестал быть
Мюнхгаузеном? Потому что тогда в кабинете, три года назад, выстрелил в
воздух. Такой отличный стрелок, а в себя не попал... Они мне этого никогда
не простят... Что ж... Будем честными до конца!
Марта. Нет, милый. На это я не соглашусь. Видно, уж такая моя судьба: в
самый трудным момент - отступать. Я буду свидетельствовать, что ты - Миллер.
Я предам тебя!


Мюнхгаузен Прекратите!.. Господи, как вы мне надоели!.. Поймите
же, что Мюнхгаузен славен не тем, что летал или не летал, а тем, что не
врет. Я не был на Луне. Я только туда направляюсь. А раз вы помешали мне
улететь, придется идти пешком. Вот по этой лунной дорожке. Это труднее! На
это уйдет целая жизнь, но придется... Марта, ты готова?
Марта. Конечно, Карл.
Мюнхгаузен. Пошли. А ты, Томас, ступай домой и
готовь ужин. Когда мы вернемся, пусть будет шесть часов.
Томас. Шесть вечера или шесть утра, господин барон?
Мюнхгаузен. Шесть дня.
Томас. Слушаюсь.
Мюнхгаузен Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком
серьезны. Серьезное лицо - еще не признак ума, господа. Все глупости на
Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!





@темы: комедии, драма

URL
Комментарии
2007-04-02 в 16:03 

Гиросфера гирокомпаса типа Аншютц - Кемпфе
-Как вы ориентируетесь? -По приборам.
один из моих любимых фильмов )
только я не думаю, что это комедия.
и хорошо было бы выложить что-то из монологов Мюнгхаузена...

2007-04-02 в 20:29 

~Nataly~
это комедия, драма)
ну это скорей всего что-то типо трагикомедии.

хорошо было бы выложить что-то из монологов Мюнгхаузена... пропавший без вести сейчас добавлю.
а почему сами-то не захотели поискать?

URL
2007-04-02 в 22:12 

~Nataly~
ффсё, добавила

как тебе? :)

URL
2007-04-03 в 11:46 

Гиросфера гирокомпаса типа Аншютц - Кемпфе
-Как вы ориентируетесь? -По приборам.
чудно! )
но я не хочу искать. я лучше включу как-нить фильм и запишу то, что мне особенно близко.

2007-04-04 в 23:35 

Scarlett Leigh
Ольга
Мне очень нравится Олег Янковский в этой роли! Это полностью его роль!

2007-04-17 в 03:07 

VikaDL
один из моих наилюбимейших фильмов!
любимые артисты + любимый композитор

   

Любимые советские фильмы

главная